До прошлого года мы все были убеждены в том, что организация и проведение мероприятий – это индустрия исключительно живых коммуникаций. И за 2020 год рынок ивент-менеджмента в Казахстане сильно просел, профильная ассоциация била тревогу и просила поддержку у государства. Агентства сократились более чем на 50% и/или сменили виды деятельности.
Однако коронакризис стал не только серьезным испытанием для event-отрасли, но и практически привел к технологической революции тех, кто .сумел подстроиться под текущие реалии и овладел новой экспертизой в организации мероприятий онлайн, именно таким компаниям удалось не просто выжить, но и преуспеть в непростое карантинное время.
Мы поговорили с Сергеем Секом, директором Lincoln Company о том, каковы сильные и слабые стороны онлайн-мероприятий и чего ждут в будущем участники индустрии и надеются ли на возврат офлайн-формата.
– Сергей, каковы на ваш взгляд, основные минусы и плюсы онлайн-ивентов в сравнении с офлайн?
– Среди преимуществ можно отметить большие охваты, быструю скорость развертывания, легкий выход в регионы, больше измеряемых метрик по участникам.
А недостатки – очень короткое «окно внимания», ограниченный ТВ-форматом набор инструментов, слабый нетворкинг.
Онлайн-формат хорошо подходит для коротких (до 50 минут) презентаций, специализированных форумов, больших охватных бизнес-конференций. Пробовать перенести в чистом виде офлайн событие в онлайн – большая ошибка. Необходимо изменить мероприятие с учетом особенностей формата и пользовательского поведения.
– Давайте подробнее о внимании, появились ли лайфхаки того, как удержать слушателей онлайн?
– Пока ничего сверхъестественного – мы предпочитаем проводить ивенты на отдельной специализированной платформе, добавляем физические разминки и перерывы, вознаграждаем за внимание по результатам опросов и викторин.
– Чему стоит уделить пристальное внимание при организации онлайн-события?
– Помимо стандартной подготовки программы, каналов коммуникаций, необходимо уделить внимание разработке визуального кода (Key Visual), подбору онлайн-платформы под задачу, подготовке детального сценария, инструктажу и тест-проверке спикеров, планированию удержания внимания, организации службы онлайн-поддержки.
– Можно ли сказать, что в 2021 году в сравнении с доковидным периодом компании планируют меньше мероприятий или же наоборот уже привыкли к новому формату и вернулись к прежним количественным показателям?
– В общем количестве компании проводят меньше ивентов, но сфера быстро адаптируется и точно нагонит прежние объемы, как только закончится карантин и пандемия.
– Готовы ли слушатели платить за участие в онлайн-мероприятиях столько же, сколько ранее платили за офлайн?
– Слушатели обычно не готовы платить большие суммы за онлайн-мероприятия и на это есть 2 причины: обилие бесплатного контента по соседству в сети, нетворкинг и другие атрибуты живого ивента.
В 2020 году ивент-компании экспериментировали с бизнес-моделью и искали свой формат. К примеру, появилось много ивентов, которые можно бесплатно посмотреть в моменте, но записи придется покупать за небольшую плату. Большинство слушателей пропустят онлайн-событие из-за более важных дел, но захотят потом вернуться к контенту.
– Сократились ли бюджеты компаний на проведение мероприятий?
– В самом начале была путаница между Zoom-конференциями и онлайн-ивентами. У заказчиков была иллюзия, что онлайн-ивент можно сделать «на коленке» и без (существенных) затрат. На самом деле стоимость онлайн-ивента сопоставима с живым событием, просто используется другой набор инструментов.
Бюджет события зависит от целей и задач заказчика. В нашей практике есть небольшие активности от 3 млн тенге до крупных онлайн-событий с дополнительными маркетинговыми активностью стоимостью более 100 млн тенге.
– Можно ли назвать несколько типичных ошибок спикеров при выступлении онлайн?
– Онлайн-мероприятия более требовательны к спикерам. Неразвитые коммуникативные навыки и не совсем грамотно поставленную речь, слабую презентацию – всё это видно сразу и пользователь мгновенно теряет внимание. Типичные ошибки: плохо организованное для выступления место, неподходящая техника и слабый сигнал связи, слабая работа с аудиторией.
– Как изменились ваши бизнес-показатели за время отсутствия офлайн-формата?
– Бизнес-показатели почти не изменились, этот год мы что-то меняли, экспериментировали. Был спад в мае и августе, когда было состояние неизвестности. Сейчас нащупали несколько перспективных направлений, и бизнес растет. Планируем продолжить предыдущий ежегодный рост Х2. За прошедший год мы успели поработать с ООН в Казахстане, Бюро МФЦА и Судом МФЦА, с компаниями BI Group и SANTO. План работы сформирован до середины октября. Провели виртуальную выставку для нефтегазовой сферы, и планируем развивать виртуальные выставки за рубежом.
– Как изменятся мероприятия после пандемии?
– Я думаю, что некоторые ивенты останутся в онлайн-формате – массовые презентации и форумы. Деловые мероприятия по умолчанию станут проходить офлайн + онлайн. Ожидаем рост фестивалей, новых интерактивных форматов. Живые ивенты и общение будут пользоваться большим спросом и станут новой роскошью.
– Сергей, благодарю вас за интересную беседу.
Беседовала Адель Ануарбекова